Отправлено 28 октября 2014 - 13:33
Схватка с Золотой Ордой 1241 года является условной хронологической гранью между романским и готическим этапами в культуре, включая искусство и, в частности, архитектуру на землях Венгрии. В это время венгерские короли поддерживали династические связи с французским королевским домом, что способствовало французским влияниям в архитектуре. В течение 1244 — 47 гг. в Венгрии работал знаменитый французский архитектор готической эпохи Вилар д`Оннекур, после которого здесь остались архитектурные проекты и ученики.
От этой эпохи сохранилось мало значительных храмов, что связано с поздними турецкими разрушениями ХVI — XVII веков: собор Богородицы в Буде ХIV-XV веков, башня церкви Марии Магдалины в Буде (1274), францисканская церковь в Шопроне с залом капитула середины XIV века (трехнефный зальный храм с удлиненным граненым пресвитерием). Зато сохранилось немало сельских готических храмов — в Матраверебее (1400; трехнефная базилика с башней) и однонефная церковь XV века в Ноградшап.
Замок Диошдёр
Замок в Тати
В эпоху готики замки получили регулярную форму, приблизившись к типу конвента. Например, замок в Диошдёр XV века — с конвентом, четырьмя угловыми башнями, окруженный внешней полосой стен и башен. Замок в городе Тата начала XV века также принадлежал к типу конвента — в его архитектурных формах видится сильный итальянский влияние. С середины XIV века началась перестройка королевского замка-дворца в Вышеграде.
Во времена правления короля Сигизмунда Люксембурга (годы жизни — 1368—1437) лучше всего развивается столица — город Буда. Здесь на горе над Дунаем построен новый королевский дворец (от 1412 года), окруженный крепостными стенами (сохранились Южный бастион, Большой барбакан и башня с Большими воротами); такими же стенами окружили центра города. Стилистика этой архитектуры была под сильным влиянием чешской поздней готики (король Сигизмунд был родом из Праги). Силуэт тогдашней Буды формировали три высотных доминанты: башни собора (1470), доминиканской церкви (1496) и церкви Магдалины (1274).
Для средневековой Венгрии характерны каменные двухэтажные жилые дома со вторым этажом, нависающим над первым благодаря аркатуре на консолях. Они расположены длинным фасадом вдоль улицы. В первом этаже был проезд на всю глубину здания, с нишами для сидения (такие дома сохранились с XV в. В Будапеште и Софроне).
Благодаря тесным связям с Италией, в венгерской готике довольно рано появились черты Ренессанса. Однако в ХV веке Венгрия вступает в длительную борьбу с турецкой экспансией, которая помешала развитию страны в целом и архитектуры в частности.